Кто будет веровать и крестится, спасен будет (Евангелие от Марка 16:16)
Зачем Бог сотворил человека?..
А зачем мы дарим подарок ребенку?
Дарим потому, что хотим его порадовать, хотим, чтобы он ощутил нашу любовь и откликнулся на нее своей любовью. Так и Бог создал человека для того, чтобы мы могли насладиться блаженной жизнью в соединении с Ним.
Но случилось так, что первые люди — Адам и Ева — нарушили Божий Замысел о человеке. Предательством прародителей грех и смерть вошли в мир. Мы стали умирать, связь с Богом была разорвана. И для того, чтобы возможность соединения человека с Богом была восстановлена, Бог Сам пришел к людям и даровал спасение.
Спасение, совершенное Господом Иисусом Христом, — это избавление каждого из нас от рабства дьяволу, греху и смерти, и дарование нам вечной жизни в общении с Богом.
Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин.10:10).
И эта жизнь с избытком начинается здесь.
Таинство Святого Крещения возрождает нас к этой жизни с Богом. Происходит рождение нового человека. Но это рождение обусловлено не только внешним совершением священнодействий, но, в первую очередь, нравственным и духовным состоянием человека, готового его принять.
Намереваясь креститься, человек оказывается на пороге чрезвычайно важного шага в своей жизни. Если человек принимает его ради земной выгоды (не болеть, чтоб дела пошли хорошо
) или обычая (все крестятся, и я. В роду у нас все крещены и т.п.
), то оно не принесет никакой пользы. И более того без веры и твердого намерения жить после Крещения по-христиански, священнодействие не только обессмысливается, но и может пойти во вред.
Поэтому Таинство Крещения совершается только над верующим человеком или над младенцем, при условии дальнейшего воспитания младенца в Православной христианской вере его родителями и крестными. Совершается Крещение во имя Единого Бога Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. И если соблюдаются все условия крещения, то Дух Святой как в горниле переплавляет душу человека, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота.
Условия Крещения — покаяние и вера.
Вера — это не просто согласие ума с христианскими истинами. Это не только вера в то, что Бог есть, но это вера во Христа — Бога, ставшего Человеком и даровавшего нам через искупительную смерть на Кресте вечную жизнь. Христианство — это доверие Богу, готовность доверить Ему свою жизнь и жить по Его Заповедям и Его воле, благой и совершенной, лучше которой ничего быть не может. Это первое условие Крещения.
Покаяние. К Крещению можно приступить только лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Это возможно через познание своей греховности, осознание того, что мы часто живем, нарушая Заповеди Божьи. И если мы погружаемся в купель Крещения в духе отвращения и ненависти ко греху, то тогда нить нашей жизни как бы обрывается, все прежние грехи нам прощаются и наше греховное прошлое теряет свою силу над нами, становится чуждым для нас.
Тогда, как говорит Священное Писание, мы умираем для греха, погребаемся крещением в смерть Христову и уже со Христом силой Святого Духа воскресаем к новой жизни для жизни с Богом. В этом смысл погружения в освященную воду с призыванием имени Пресвятой Троицы.
Таким образом, после Крещения центр жизненных интересов должен полностью измениться. Истинное покаяние — это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем. Это второе условие Крещения.
Крещальные обеты
Отречение от сатаны. Христиане по личному опыту узнают, какова сила сатаны (диавола) — духа зла и врага рода человеческого. Некрещеный человек является рабом греха, будучи порабощенным диаволом. При совершении Таинства Крещения человеку предстоит отречься от этого духа зла, от всех дел его и от всей гордыни его.
Исповедание правой веры. Затем человек произносит клятву — Символ Веры, лично исповедуя Христа своим Богом и Спасителем и обещая, что он узнал и всем сердцем принял все, что Господь сказал о Себе в Евангелии, и доверяет основанной Им Матери—Церкви.
Сочетание со Христом. После этого происходит сочетание (соединение) со Христом и даются крещальные обеты Христу Богу: жить по Заповедям Божьим. Поэтому, чтобы понимать, какая жизнь потребуется от человека после Крещения нужно сперва узнать эти Заповеди.
Обеты крестных родителей. В случае крещения младенца, родители и крестные берут на себя ответственность за его христианское воспитание и приобщение к Церкви, начиная с младенческих лет. Они совершат тягчайший грех и будут отвечать на Страшном Суде Божием, если будут не радеть об этом. Именно поэтому крестным родителем может стать только тот, кто сам живет по-христиански, соблюдает Заповеди Божьи.
Спасение от рабства греху и диаволу, прощение грехов, вечная жизнь с Богом — все это мы получаем в Крещении как дар Божий в силу искупительного подвига Христа Спасителя. Но этот дар легко потерять, если, веря в Бога, жить так, как будто Бога не существует; если, крестившись, быть христианином только по имени. Вот что говорит о таковых Апостол: Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в гряз
и (2 Пет. 2:20-22).
Как жить дальше…
Путь христианской жизни тернист и труден. Входите тесными вратами, говорит Господь (Мф. 7:13), потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их
.
Прежде всего, мы должны стремиться, насколько хватает сил, уничтожать в себе малейшие остатки прежних греховных навыков. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, грехи тебе прощены, а привычку исправь сам
.
Кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11:23), — говорит Господь.
Поэтому в христианской жизни нельзя стоять на месте. Средства, которые Господь дал нам для нашего духовного возрождения:
- постоянное и строгое самоиспытание
- покаяние и исповедь в грехах перед духовником
- Святое Причащение
- ежедневная молитва дома и регулярное участие в храмовом богослужении
- Чтение Священного Писания и трудов Святых Отцов
- аскетическая дисциплина (соблюдение постов)
Так постепенно происходит наше духовное исцеление и мы делаемся способными наслаждаться вечным бытием в Царстве Небесном, делаемся сродными этому Царству святости и света. И это Царство Божие приходит и в нашу земную жизнь, зарождаясь и развиваясь в собственном нашем сердце. И именно с этим состояние души мы должны предстать на суд Божий в конце нашей земной жизни.
Итак, есть только два пути, и мы должны сделать выбор — жить нам в этом мире с Богом, служа Ему, или же оставаться вне Его, служа греху, Выбор принадлежит нам, но нам нужно помнить, что возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем
(Рим. 6:23).
По материалам сайта www.delo.teolog.ru