ЛИСТОВКА ПРОТИВ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ СТАРОВЕРОВ БЕЗПОПОВЦЕВ. 

? МОЖНО ЛИ СПАСТИСЬ, ПРЕБЫВАЯ В БЕСПОПОВСТВЕ ? 

Во-первых, у беспоповцев, иногда называющих себя староверами, нет Таинства Причастия, необходимого для спасения.

«…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин. 6:53)

Согласно толкованию свт. Иоанна Златоуста, Христос «говорит о таинстве(причащения), чтобы показать, как оно необходимо и что оно непременно должно быть». (Беседа 47 на Евангелие от Иоанна)

А блж. Феофилакт Болгарский толкует приведённые слова из Евангелия так: «”Душевный человек”, то есть следующий помыслам человеческим, душевным или естественным, “не принимает” сверхъестественного и духовного (ср. 1 Кор. 2, 14). Так и духовной пищи, плоти Господней, он не разумеет. Между тем не причащающиеся оной не будут иметь участия в жизни вечной».«Духовное причастие» (т. е. причащение без вкушения причастником Святых Даров), о котором учат некоторые «староверы», невозможно.

Свт. Григорий Нисский говорит об этом так: «Тело, преданное на смерть Богом, входя в наше тело, целое претворяет и пременяет в себя. Как по примешении тлетворного к здоровому все срастворение стало ни к чему негодным; так и бессмертное Тело, когда бывает в принявшем оное, все претворяет в свое естество. Но невозможно чему-либо стать внутри тела иначе, как вошедши во внутренности ядением и питием. Посему необходимо возможным для естества способом принять в себя животворящую силу Духа». (Большое огласительное слово, разделённое на сорок глав)

Во-вторых, согласно Священному Писанию и Священному Преданию, спасение вне Церкви Христовой невозможно.

«…если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».(Мф. 18:17)

Блж. Августин: «Никто не достигает спасения и вечной жизни, кроме того, кто имеет главою Христа: а иметь главою Христа может лишь тот, кто находится в Его Теле, которое есть Церковь». (De unit, ecclesiae c. 19)

Сщмч. Киприан Карфагенский: «Если бы кто-нибудь спасся из находившихся вне ковчега Ноева; то и находящийся вне Церкви мог бы также спастись». (О единстве Церкви)

Однако ни одно из сообществ «староверов»-беспоповцев не является Христовой Церковью, поскольку в истинной Церкви, согласно учению древних святых отцов, сохраняется преемство рукоположений и, соответственно, всегда были и будут епископы и священники, а в беспоповстве Таинство Рукоположения не совершается, епископы и священники отсутствуют.

Свт. Иоанн Златоуст: "Ужели вы считаете достаточным то, что их называют православными, тогда как у них оскудела и погибла благодать рукоположения? Что же пользы во всем прочем, если у них не соблюдена эта последняя? Надобно одинаково стоять как за веру, так и за нее (благодать священства)". (Беседа 11 на послание к Ефесянам, 5)

Свт. Афанасий Великий: "Что учредил Господь чрез апостолов, то прекрасно и непоколебимо пребывает... Если бы все имели ту же мысль, какую ныне имеют твои советники, то как соделался бы ты христианином без епископов? Если возымеют такую мысль те, которые будут после нас, то возможно ли стоять церкви?" (Письмо к Драконтию)

Сщмч. Киприан Карфагенский: "Ты должен уразуметь, что епископ в церкви, и церковь – в епископе, и кто не с епископом, тот и не в церкви". (Письмо 54, к Флоренцию Пупиану о поносителях)

Прп. Ефрем Сирин: "Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – таинство священства!.. Будем проницательно внимательны, братия, к сему таинственному и страшному сказанию; потому что без достоуважаемого священства не дается смертным отпущения грехов". (Слово о священстве)

Мы определили, что беспоповцы («староверы»), не являясь членами Церкви, не причащаясь Тела и Крови Христовых, не имеют надежды на спасение в своих сообществах. Где же истинная Церковь? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории появления «староверия». «Староверы» отделились во второй половине XVII в. от Московского патриарха Никона и возглавляемой им Русской Православной Церкви, где были епископы, священники и все Таинства, в связи с тем, что тогда патриарх Никон, а впоследствии Большой Московский собор, утвердили троеперстное перстосложение вместо двуперстного и некоторые другие «новые» обряды, многие из которых использовались в России до XVII в.

Свт. Иоанн Златоуст: «Когда знаменуешься крестом, то представляй все значенье креста... Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера». (Беседа 54 на Евангелие от Матфея)

Блж. Иероним о препод. матери Павле: «держа перст над устами, она изобразила на них крестное знамение». (Ист. Р. Ц. п. Макария, т. VIII, стр. 101).

Итак, отделение «староверов» было необоснованным, а значит спасительной Церковью является та Церковь, от которой они отделились.

В ней остаётся епископат и священство и совершаются Таинства. На территории России она представлена Русской Православной Церковью (Московским Патриархатом) (в т. ч. единоверческими приходами), в которую мы желаем войти всем российским «староверам» ради спасения их бессмертных душ.

Советы архим. Павла (Леднёва) Прусского, бывшего «старовера»-беспоповца, ставшего православным миссионером, сомневающемуся православному и «староверу» о необходимости и вернейших способах рассмотрения истины для достижения спасения:

1. Недостаточно того, чтобы только иметь старопечатные книги, по ним молиться, и думать, что веруешь по старопечатным книгам и потому спасешься несомненно, а необходимо рассмотреть, правильно ли разумеешь старопечатные книги и правильно ли по ним веруешь. <…>

3. В разумении старопечатных книг и вообще Божественного и святоотеческого писаний начетчикам старообрядческим доверять невозможно: потому что в них такое же существует разделение и они один другого поносят за несправедливое понимание старых книг. Также и на предков полагаться в сем невозможно, ибо и в них такое же существовало разделение. А посему и должен каждый беспристрастно рассмотреть истину чрез внимательное чтение Слова Божия.

4. Необходимо в особенности иметь правильное, на основании Священного и святоотеческих писаний составленное, понятие об исповедуемой в Символе Веры Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и при этом никак не следует останавливать внимание только на каких-либо частностях, например, на обрядах: ибо Святая Церковь познается не от тщательного только исполнения обрядов (иногда и еретики исполняют обряды тщательно, и лучше, нежели православные, как о том писано в Книге о вере, в главе 23, на листе 216); а необходимо от Священного Писания и от учения Святых Отцов рассмотреть, какова должна быть Церковь в своих существенных свойствах, в целом своем составе.

При сем рассмотрении ты найдешь, что Церковь должна иметь правое учение веры, положенное самим Христом в ее основание, и с правым исповеданием веры, или с догматами, никак ты не должен смешивать обряды церковные, дабы тем не приложить новых догматов к принятым и утвержденным Церковью догматам веры; найдешь потом, что Церковь должна иметь полноту богоучрежденного священноначалия или иерархии, идущей преемственно от самого Христа чрез Апостолов, и всегдашнее, не прекращаемое совершение всех богоучрежденных Семи Таинств.

Материалы о «староверии» можно найти в следующих источниках:

1. Свт. Филарет Московский Беседы к глаголемому старообрядцу;

2. Труды священноархимандрита Павла (Леднёва) Прусского;

3. А. И. Озерский Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг;

4. Д. И. Харитонов Указатель свидетельств в защиту православия;

5. Митр. Серафим (Александров) Выписки из творений святых отцов и учителей Церкви по вопросам веры и благочестия, пререкаемым старообрядцами;

6. Митр. Григорий (Постников) Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь;

Можно ли спасти свою душу в старообрядчестве
Предыдущий

Можно ли спасти свою душу в старообрядчестве

Мы желаем всем старообрядцам, не находящимся в единстве с Истинной Церковью, присоединиться к Ней ра...
Великий пост - весна духовная
Далее

Великий пост - весна духовная

Этот пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов