Можно ли спастись, пребывая в старообрядчестве?

Свт. Феофан Затворник: «А когда нет Церкви, нет спасения, ибо только в Церкви спасение, как в ковчеге Ноевом. Церковь Христова имеет священство. У них (у старообрядцев. — Ред.) нет священства; стало, нет и Церкви. Церковь Христова имеет Таинства. У них некому совершать Таинств; следовательно, у них и Церкви нет. Как это они дерзают еще отверзать уста свои и, приступая к православным, совращать их! «Спасать, — говорят, —хотим». Чем спасать, когда сами гибнут?! Сами гибнут и других влекут в пагубу, а не спасают. Заметьте себе: спасение без благодати невозможно; благодать не дается без Таинств; Таинства не совершаются без священства. Нет священства, нет Таинств; нет Таинств, нет благодати; нет благодати, нет и спасения. Иные из них говорят: «Вот мы нашли теперь священство, или завели корень священства». Завели корень, да гнилой — бесплодный. Сами посудите. Амвросий, которого они сманили к себе, был связан запрещением, — связан законною властию. Сей законной власти обетовал Господь: «елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси» (Мф.:18,18). Стало быть, и Амвросий тот был связан на Небе. Если он связан на Небе, то как он, связанный на Небе, мог сообщать Небесную благодать? Где он ее взял?! Не мог он ее сообщить и не сообщал; и все, которые им поставлены, как были мирянами, так и остались мирянами, хоть их величают священниками и епископами. Это одни имена, как когда дети, играя, дают себе разные титла — полковников, генералов, главнокомандующих».

Прп. Никон Оптинский: «За старообрядцев можно молиться только домашней молитвой, и только за живых, так как мы надеемся еще, что они обратятся».

Сщмч. Симон (Шлеёв): «Часть поповцев в 1846 году, как известно, приобрела себе за границей иерархию, а другая половина беглопоповцев до сих пор остается без епископа. Но это не значит, что она не хочет его. Она стремится иметь его, но не желает получить его таким образом, каким получила их братия Амвросия. О митрополите Амвросии до сих пор еще они не знают, как он крещен: погружательно или обливательно? Мысль, что старообрядчество не есть истинная Церковь, так как не имеет трехчинной иерархии, тяготит совесть отделившихся от Церкви, и поповщинская секта со своими беглыми попами не может успокоиться на положении, созданном ею самой, что она будто есть истинная Церковь. Особенно это следует сказать о лучших представителях старообрядчества. В душах последних сильно заговорило теперь сознание несостоятельности старообрядчествующего отделенства, так поразительно проявившей себя в распадении на многие толки. Истые ревнители старины крайне смущаются сомнительным положением поповщины. Они справедливо замечают ее последователям, что епископ составляет первую единицу в счете, без которой не может быть второго числа, что епископ по отношению к священству есть то же, что солнце по отношению к луне, которая светит заимствованным светом, что у поповцев, поэтому, нет собственной главы, а есть только чужая (епископы еретические), которая «како может иному трупу жизнь дати». Грамотные из старообрядцев люди, всю жизнь сидящие над свято-чтимыми книгами, рано или поздно дочитываются, что без епископа Церковь не Церковь, а самочинное сборище (Гангрский Собор, 5-е и 6-е правила). Они приходят в смятение от многих слов Писания…»

Что нужно для спасения:
1. Принятие изложенного в Священном Писании, решениях Вселенских Соборов, святоотеческих текстах, старописьменных (старопечатных) книгах учения о неодолимости Церкви Христовой ересями и иными заблуждениями и о вечности установленной Богом трёхчинной иерархии и семи Таинств.
2. Нахождение в Вселенской Православной Церкви, безоговорочное принятие её догматического учения.
3. Послушание своему правящему архиерею и назначенным им священнослужителям.
4. Исполнение Божиих заповедей, церковных правил, принятие Таинств, молитва и покаяние.

Старообрядцы нарушили все эти условия:
1. Старообрядцы, подчиняющиеся Белокриницкой иерархии, («РПСЦ») сами признают отсутствие в своих рядах епископов, Таинства Священства и Соборов на протяжении 180 лет. Согласно Священному Писанию и Священному Преданию, такое положение дел немыслимо для истинной Церкви. В истории были редкие случаи, когда законное каноническое общение священников и епископов временно прерывалось, но даже при этом молитвенное и евхаристическое общение продолжалось с другими православными епископами единой Вселенской Православной Церкви Христовой. А у раскольников-старообрядцев общение с православными епископами, совершение всех семи Святых Таинств (включая Таинство Хиротонии), созыв Соборов отсутствовали почти два века, согласно их же представлениям.
2. Старообрядцы откололись от Вселенского Православия после 1666— 1667 гг., не были признаны ни одной из Поместных Православных Церквей.
3. Исчезновение Таинств у старообрядцев привело к тому, что у них пресеклось апостольское преемство и они навсегда потеряли истинных епископов, хотя среди них и есть лица, которые выдают себя за таковых. В связи с этим послушание архиереям в старообрядческом расколе невозможно.
4. Раскольники не имеют истинных покаяния и добродетелей, потому что отсечены от спасительной Православной Церкви Христовой, согласно учению Священного Писания, Вселенских Соборов, Святых Отцов и старописьменных (старопечатных) церковных книг. Таинств Покаяния и Причащения, необходимых для духовной жизни и спасения, у старообрядцев нет, поскольку у них отсутствует иерархия.

Советы архим. Павла (Леднёва), бывшего старообрядца, ставшего православным миссионером, сомневающемуся православному и старообрядцу (староверу) о необходимости и вернейших способах рассмотрения истины для достижения спасения:

«1. Недостаточно того, чтобы только иметь старопечатные книги, по ним молиться, и думать, что веруешь по старопечатным книгам и потому спасешься несомненно, а необходимо рассмотреть, правильно ли разумеешь старопечатные книги и правильно ли по ним веруешь. <…>
3. В разумении старопечатных книг и вообще Божественного и святоотеческого писаний начетчикам старообрядческим доверять невозможно: потому что в них такое же существует разделение и они один другого поносят за несправедливое понимание старых книг. Также и на предков полагаться в сем невозможно, ибо и в них такое же существовало разделение. А посему и должен каждый беспристрастно рассмотреть истину чрез внимательное чтение Слова Божия.
4. Необходимо в особенности иметь правильное, на основании Священного и святоотеческих писаний составленное, понятие об исповедуемой в Символе Веры Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и при этом никак не следует останавливать внимание только на каких-либо частностях, например, на обрядах: ибо Святая Церковь познается не от тщательного только исполнения обрядов (иногда и еретики исполняют обряды тщательно, и лучше, нежели православные, как о том писано в Книге о вере, в главе 23, на листе 216); а необходимо от Священного Писания и от учения Святых Отцов рассмотреть, какова должна быть Церковь в своих существенных свойствах, в целом своем составе. При сем рассмотрении ты найдешь, что Церковь должна иметь правое учение веры, положенное самим Христом в ее основание, и с правым исповеданием веры, или с догматами, никак ты не должен смешивать обряды церковные, дабы тем не приложить новых догматов к принятым и утвержденным Церковью догматам веры; найдешь потом, что Церковь должна иметь полноту богоучрежденного священноначалия или иерархии, идущей преемственно от самого Христа чрез Апостолов, и всегдашнее, не прекращаемое совершение всех богоучрежденных Семи Таинств.»

Материалы о старообрядчестве можно найти в следующих источниках
1. Труды священноархимандрита Павла (Леднёва) Прусского;
2. А. И. Озерский. Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг, свидетельствующие о святости соборной и апостольской церкви и о необходимости покоряться её уставам, для достижения спасения;
3. Д. И. Харитонов. Указатель свидетельств в защиту православия;
4. Митр. Серафим (Александров). Выписки из творений святых отцов и учителей Церкви по вопросам веры и благочестия, пререкаемым старообрядцами;
5. Митр. Григорий (Постников). Истинно древняя и истинно православная Христова церковь, изложение в отношении к глаголемому старообрядству;
6. Группа Вконтакте - «Святое единоверие против раскола старообрядцев» (https://vk.com/club184682404).

Данная листовка подготовлена чадами Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), которая является единственной истинной Церковью на территории России. Мы желаем всем старообрядцам, не находящимся в единстве с Истинной Церковью, присоединиться к Ней ради спасения своих бессмертных душ.

Утешение в болезнях и скорбях
Предыдущий

Утешение в болезнях и скорбях

Великая помощь Божья и правильное отношение к скорбям.
Против староверов безпоповцев
Далее

Против староверов безпоповцев

«…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти СынаЧеловеческого и пить Крови Его, то не ...