Я верю в Бога и Судьбу
, - не раз приходилось слушать такие слова как от людей совершенно невоцерковленных, так и более-менее постоянных "захожан" храма. Но на самом деле, "Бог" и "судьба" - это понятия несовместимые и в духовной жизни может быть либо одно, либо другое. Либо мы верующие православные христиане и верим в Творца, руководящего нашей жизнью и желающего нам лишь блага, либо мы язычники, верящие в слепую судьбу. Но, к сожалению, в наше время много людей, которые искренне считают себя православными, сочетая христианство с верой в судьбу, приметы и прочее. Так почему же православные не верят в судьбу и говорят о ее несовместимости с верой в Бога?
Застрявшие в античности
Вера в судьбу была частью греко-римской языческой религии. Греки называли своих богинь судьбы - Мойрами, а римляне – Парками или Фатами. Они знали судьбу каждого человека и пряли нить его жизни, а в нужный момент обрывали ее. Также любимыми занятиями греков и римлян были гадания, разнообразие которых просто поражает: гадания на внутренностях животных, по полету птиц и много других проявлений языческой фантазии.
Казалось бы, времена античности давно прошли, но, к сожалению, два тысячелетия христианской культуры не смогли до конца истребить веру в судьбу. Из античного мира гадания перекочевали в средние века, когда астрологи занимались гаданиями, определением судьбы по звездам и т.д. Воспетая художниками и поэтами эпоха Возрождения для православного человека ставит вопрос - а, собственно говоря, возрождение чего? И, если внимательно присмотреться, то это было возрождением язычества. Такой великий представитель эпохи Возрождения, как, например, философ Гемист Плифон, был откровенным язычником. И он был не одинок в своих исканиях.
Верующие в гороскоп
Проживший много лет в Италии эпохи Возрождения православный святой Максим Грек писал о вере в судьбу и всякого рода гаданьях как о биче своего времени. К сожалению, все это перешло и в нашу культуру. Откроем словарь Даля и посмотрим, сколько в нем выражений о судьбе: кому что на роду написано
, знать, уж так суждено
, чему быть, того не миновать
, кому сгореть, тот не утонет
… Эти и многие другие выражения свидетельствуют о вере русского народа в судьбу. И в наши дни эта вера не изжита до сих пор. Практически любое уважающее себя издание или радиостанция снабжает свои выпуски гороскопом с астрологическим прогнозом. Современному человеку, живущему в сумасшедшем ритме мегаполиса, проще верить, что все в его жизни уже решено и лишь надеяться, что решено в пользу богатства и славы. Для него это гораздо проще, чем долго и упорно работать над собой и заниматься самосовершенствованием.
Клевета на Бога
Православная Церковь подчеркивает, что вера в судьбу лишает человека самого главного - возможности выбора. Преподобный Максим Грек, бывший свидетелем разгула всякого рода суеверий, в своей Беседе души и ума об астрологии
призывал не винить в своей греховности внешние обстоятельства: пусть ни ворующий не говорит, что в его воровстве виновата планета Меркурий, как будто она влечет его, и против его желания, на татьбу; ни развратник пусть не считает виновницею его разврата планету Венеру; ни убийца да не выставляет планету Сатурна или Марса виновниками совершаемого им убийства
.
Вера в судьбу опасна еще и тем, что является клеветой на Бога. Ведь если Он все предопределил, если по Его воле я стал убийцей, то значит Господь не благ. Вера в судьбу, по словам преподобного Максима, представляет Бога виновником для людей всякого зла, и несогласным Самому Себе, и несправедливым, тогда как Он один по существу всеблаг и всеправеден; но и являет Его Самого виновником пагубы бесчисленного множества людей
.
Пересчитанные волоса
Церковь противопоставляет вере в судьбу - веру в Бога, дающего свободу своему созданию. У вас же и волосы на голове все сочтены
(Мф. 10:30), – напоминает нам евангелист Матфей. Да, Господь знает наше прошлое, настоящее и будущее в мельчайших подробностях, но, как любящий Отец, оставляет за нами свободу выбора. Вера в Бога дает человеку надежду, вера в судьбу – лишает ее.
Хочу закончить цитатой из преподобного Максима, в которой он напоминает нам о нашем высоком призвании: Мы же, как дети вышнего Царя, поставленные Им владыками и получившие от Него власть наступать на змей и скорпионов, - не будем бояться ни влияния звезд, ни круга счастья, но с радостью и свободно будем проходить поприще настоящей жизни, воспевая всегда Христу Царю победную песнь
. Вот так и будем делать.
По материалам иерея Александра Ермолин
Библия об астрологии
В великих кодексах Моисея мы читаем о запрещении заниматься всякими видами волшебства под страхом смерти: ...Не ворожите, не гадайте. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь ваш. И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее
(Левит. 19:31; 20:6).
Во Второзаконии мы также читаем о строгом предупреждении Господа не заниматься никакими видами волшебства и не общаться с теми, кто этим занимается, ибо именно за это увлечение волшебством (которое есть, по сути, союз с демонами) Бог и изгоняет народы с их земли, обрекает их на гибель, землю же ту отдает Израилю, который был верен Ему. Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за эти мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим. Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей; а тебе не то дал Господь Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет Господь Бог твой, - Его слушайте...
(Втор. 18:9-15).
Пророк Исаия, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя оттого, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сжег их; не избавили души своей от пламени...
(Ис. 47:12-14).
При столкновении магов и волхвов с пророками и другими духоносными мужами сыны тьмы неизменно терпят поражение. Так, в книге Исход (7-9) мы читаем о том, как волхвы и чародеи противясь Моисею, творили чудеса многие перед фараоном при помощи колдовских чар, но не смогли противостоять силе Божией и в конце концов вынуждены были признать свое поражение от пророка Моисея.
В Новом Завете мы видим такое же непримиримое отношение ко всем видам чародейства, как и в Ветхом, и такую же постоянную победу сил Божиих при столкновении с чародейством. Так, апостол Павел изгоняет духа прорицательного из служанки, предрекавшей будущее (Деян. 16:18), хотя, казалось бы, она возвещала правду, следуя за апостолами и говоря, что те рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения
. Но апостол не желал и истины из нечистых уст бесовских, давая тем самым пример отношения к демонам, даже пусть иногда вещающим правду. Ибо за этим стоит только одно желание - вовлечь в общение с целью завоевать доверие, чтобы потом погубить.
Тот же апостол Павел наказывает слепотой Елиму - волхва, противящегося евангельской проповеди и старающегося отвратить людей от истинной веры (Деян. 13:8-11). И, наконец, из книги Деяний Апостольских мы узнаем о том, что под действием апостольской проповеди ... из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми
(Деян. 19:19). Таким образом, они отреклись от связи с демонами и засвидетельствовали несовместимость веры во Христа и чернокнижие.
В Номоканоне (своде церковных правил и постановлений) сказано предельно ясно: Которые ходят к волхвам или волхвуют или звездословят (т.е. занимаются астрологией - прим, авт.), шесть лет да не причастятся по 1-му правилу Трульского собора и по 80-му правилу Василия Великого, священник же, творящий это - да извержется
Здесь мы видим явное указание церковного сознания на демоническое происхождение всех видов волшебства, включая астрологию, на недопустимость общения с ними верующих христиан и на строгое наказание тех, кто по каким-либо причинам решится на связь с демонами. Да не будет этого со всяким кто именует себя христианином.