По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Глядя на кресты нашего храма, некоторые люди задаются вопросом - что обозначает «полумесяц» внизу креста. Является ли такой крест православным, и почему именно такой крест был установлен на куполах православных храмов? Давайте попробуем с вами разобраться во всем этом.
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще купола древних храмов: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1165 год), Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Софийский собор в Новгороде, Димитриевский собор во Владимире (1197 год), Церковь Спаса Нередицы близ Новгорода (1198 год) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще купола древних храмов: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1165 год), Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Софийский собор в Новгороде, Димитриевский собор во Владимире (1197 год), Церковь Спаса Нередицы близ Новгорода (1198 год) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.
Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков Христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий
(Евр. 6, 18-19). Крестом побежден дьявол и вечная смерть. И как за якорь, безопасный и крепкий, держась за эту надежду, мы безопасно проходим бурное житейское море и достигаем тихую пристань, Царства Небесного.
На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из книги Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд». Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери, Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа, а 12 звезд – 12 апостолов.
В святоотеческой традиции встречаются и другие значения полумесяца на Кресте — например, это символ Вифлеемской люльки, принявшей Богомладенца Христа, Евхаристическая чаша, церковный корабль, на борту которого человек может достигнуть вожделенной пристани спасения. Также это символ крещальной купели.
Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырёхконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
По материалам Церковного Вестника www.tserkov.info