С самого начала своего существования советская власть заняла бескомпромиссную и непримиримую позицию в отношении Церкви. Все религиозные конфессии страны, и Православная Церковь в первую очередь, воспринимались новыми вождями не просто как пережиток «старого режима», но и важнейшее препятствие на пути строительства «светлого будущего». Организованное и регламентированное общество, основанное исключительно на идейно-материальных началах, где единственной ценностью признавалось «общее благо» в «веке сем» и внедрялась железная дисциплина, никак не могло сочетаться с верой в Бога и стремлением к Вечной Жизни по Всеобщем Воскресении. Большевики обрушили на Церковь всю мощь своей пропаганды.
Не ограничившись пропагандистской войной, большевики сразу же начали многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян, которые массово совершались несколькими волнами начиная с Октябрьской революции. Еще одной бедой стал непрестанный контроль со стороны органов государственной безопасности, активно способствовавших появлению и раздуванию многочисленных разногласий в церковной среде и расколов, самым известным из которых стало т.н. «Обновленчество».
Материалистическое мировоззрение вождей большевизма не могло вместить слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Загоняя Церковь во все более и более тяжелые условия, уничтожая все больше и больше людей, а еще больше – запугивая и отвращая, они так и не смогли довести это дело до конца. После всех волн гонений, преследований и репрессий оставался хотя бы малый остаток верных Христу людей, удавалось отстоять отдельные храмы, находить общий язык с местными властями.
Перед лицом всех этих бед, в атмосфере неприятия и дискриминации далеко не все решались открыто исповедовать свою веру, до конца следовать за Христом, претерпев мученическую смерть или полную скорбей и трудностей долгую жизнь, не забывая других слов Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.» (Мф.10.28). Православных людей, сумевших не изменить Христу в гонениях в советское время, доказавших это своей смертью или жизнью, мы и называем Новомучениками и Исповедниками Российскими.
Первые новомученики
Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков, уже через несколько дней после революции.
Поместный Собор Русской Церкви 1917-1918 гг. восстановил патриаршество. Собор в Москве еще продолжался, а 25 января 1918г., в Киеве после большевистсткого погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митр. Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). День его убиения или ближайшее к этому дню воскресенье, было установлено как дата памяти Новомучеников и Исповедников Российских, как бы предвосхищая то, что большевистские гонения будут продолжаться. Понятно, что на территории нашей страны эта дата долгие годы не могла отмечаться открыто, а Русская Православная Церковь Заграницей установила этот день памяти с 1981 г. В России такое празднование стало совершаться лишь после Архиерейского Собора 1992 г. А поименно большинство из Новомучеников прославлено Собором 2000 г.
Избранный Поместным Собором 1917-1918 гг. патриарх Тихон (Белавин) и сам впоследствии пополнил число Новомучеников. Постоянное напряжение, тяжелейшее противодействие властей быстро истощили его силы, и он умер (а возможно, был отравлен) в 1925 г. в праздник Благовещения. Именно патриарх Тихон стал первым по времени прославления (в 1989г., за границей – в 1981г.).
Новомученики из императорского дома
Особо в ряду Новомучеников следует отметить Царственных Страстотерпцев – царя Николая и его семью. У одних людей их канонизация вызывает недоумение, у других наблюдается их нездоровое обожествление. Почитание убиенной царской семьи не связано и не должно быть связано ни с какими теориями заговоров, ни с нездоровым национальным шовинизмом, ни с монархизмом и ни с какими другими политическими спекуляциями. В то же время, все недоумения относительно канонизации царской семьи связаны с непониманием ее причины.
Правитель государства, если он прославляется как святой, не обязательно должен быть выдающимся гениальным и могущественным политическим деятелем, талантливым организатором, успешным полководцем (все это может быть, а может и не быть, но не причина канонизации). Император Николай и его семья прославлены Церковью по причине смиренного отрешения от могущества, власти и богатства, отказа от борьбы и принятия невинной кончины от рук безбожников. Главным же аргументом в пользу святости Царственных Страстотерпцев является их молитвенная помощь людям, обращающимся к ним.
Великая княгиня Елисавета Федоровна, супруга дяди императора Николая, великого князя Сергея Александровича, после гибели мужа от рук террористов в 1905 г., оставила придворную жизнь. Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, особое православное учреждение, сочетавшее в себе элементы монастыря и богадельни. В тяжелые годы войны и революционной смуты обитель действовала, оказывая самую разную помощь нуждающимся в ней. Будучи арестована большевиками, великая княгиня вместе со своей келейницей инокиней Варварой и другими близкими людьми, была отправлена в Алапаевск. На следующий день после расстрела императорской семьи они были сброшены в заброшенную шахту.
Бутовский полигон
К югу от Москвы, недалеко от населенного пункта Бутово (давшего ныне названия двум районам нашего города) разместился секретный полигон, на котором в особо больших масштабах расстреливались священники и миряне. Всего известны имена 20 765 человек, расстрелянных здесь в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года. В наше время на Бутовском полигоне открыт мемориальный комплекс.
Другим местом массового подвига Новомучеников и Исповедников стал Соловецкий монастырь, преобразованный большевиками в место заключения. Мендурский полигон под Йошкар-Олой, Левашовский полигон под Петербургом, Мочальный остров Нижнего Новгорода – пожалуй, у каждого города и веси найдется подобное место...
Дни памяти Новомучеников и Исповедников Российских:
- 25 января (7 февраля) или ближайшее воскресенье – собор Новомучеников и Исповедников Российских
- 25 марта (7 апреля, в праздник Благовещения) – память св. патр. Тихона
- 4 суббота по Пасхе – собор Новомучеников Бутовских
- 10 (23) августа – собор Новомучеников Соловецких
- 4 (17) июля – память Царственных Страстотерпцев
- 5(18) июля – память прмц вел.кн. Елисаветы и ин. Варвары
- Память других Новомучеников и Исповедников Российских совершается почти каждый день.
Тропарь Новомучеников глас 4:
Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи Новомученики и Исповедники своя:/ святители и иереи,/ Царственныя Страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.
Святые Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас!