«Не ищи здесь, на земле, ничего, кроме Бога и спасения души».
14/27 ноября совершается память великого русского святогорского старца Иеронима (Соломенцова; 1802–1885). Иеросхимонах Иероним уже на протяжении более 100 лет является одним из самых почитаемых подвижников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.
Старец Иероним (в миру Соломенцов Иван Павлович) родился 28 июня 1802 г. в городе Старый Оскол Курской губернии (ныне Белгородская область) в семье купца второй гильдии. Не прельщаясь богатством, он рано начал проситься у родителей в монастырь; держал строгий пост, ночи проводил в молитве. Наконец, в 1831 году родители отпустили его в монастырь. Побывав в нескольких русских монастырях, он в 1836 году приехал на Афон и вскоре принял иноческий постриг с именем Иоанникий.
В ноябре 1840 г. по приглашению русского братства он перешел в Русский монастырь Святого великомученика Пантелеимона в должность духовника. В скором времени был рукоположен в иеромонаха, а 23 марта 1841 года был пострижен в схиму с именем Иероним. Во время вступления отца Иеронима в Свято-Пантелеимоновом монастыре русских иноков осталось только одиннадцать человек. Подвижника встретили страшная нищета обители, огромные долги, незаконченное строительство, нехватка всего – от продуктов питания до стройматериалов и одежды. Много трудов отец Иероним приложил для обновления русского святогорского монастыря, восстановления Старого Русика, а также устроения духовной жизни в них. Проявлял отеческую заботу старец о всех русских святогорцах. Укрепляя уклад обители, старец Иероним к 1881 году составил первый в истории обители письменный общежительный «Устав Русского на Афоне св. вмч. и целителя Пантелеимона общежительного монастыря». Устав регламентировал все стороны монастырской жизни.
Отцу Иерониму удалось примирить две враждовавших в монастыре партий — греков и русских. Кроме братии своей обители старец духовно окормлял монахов болгар, греков, грузин, молдаван, сербов и представителей других национальностей. В самом монастыре он учредил раздачу бедным инокам и пустынножителям Афона денег, продуктов и одежды.
Старанием о. Иеронима был устроен Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе. В Москве святогорскими монахами была поставлена часовня во имя вмч. Пантелеимона, а в большом отдельном здании на Никольской улице устроено подворье (1879) с приютом для увечных воинов – участников русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Начатая старцем издательско-просветительская деятельность была продолжена и расширена при московской часовне, где бесплатно распространялась огромными тиражами духовная литература, брошюры и просветительские листки.
Отца Иеронима высоко почитала и можно сказать — благоговела пред ним вся Святая Гора; иноки почитали его за святого и видели в нём мудрого и любвеобильного наставника. Само число иноков Пантелеимонова монастыря возросло с 10 до 800 человек.
Старец Иероним воспитал множество иноков-подвижников, среди которых были: ближайший ученик схиархимандрит Макарий (Сушкин), преподобный Стефан Филейский, преподобный Аристоклий Афонский, дипломат и философ Константин Леонтьев и многие другие.
Старец оставил богатое наследие в виде правил и наставлений для иноков, назидательных рассказов и писем к духовным чадам.
Почти полвека трудился отец Иероним в качестве духовника. Жизнь его близилась к концу. В последнюю минуту своей жизни великий старец, даже смертью своей назидающий братию, произнес ясно и твердо слова, запечатавшие прожитый век его на земле: «Слава Богу за все!» Сказав это, он медленно склонился на руку верного своего ученика игумена Макария и, тихо вздохнув, мирно преставился. Преставился старец 14/27 ноября 1885 года. Со всей Святой Горы стеклись иноки и пустынножители отдать последний долг своему наставнику, кормильцу и благодетелю. Собралось их около тысячи человек. Погребли великого старца близ алтаря Пантелеимоновского собора. По свидетельствам очевидцев, во время заупокойных богослужений произошли чудесные случаи исцеления 2 паломников после прикосновения к телу усопшего. После кончины старца на Афоне и в России происходили его чудесные явления, сопровождавшиеся благодатной помощью.
Память о старце благоговейно передается на Святой Горе от поколения к поколению, собираются материалы для его канонизации.
Наставления старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова)
Случайностей в мире нет
Случайностей в мире нет – они существуют только для людей неверующих.
О перенесении клеветы и злословия
- Хотя клевета человеческая и тяжела для перенесения ее, как терновый венец, но она полезна для наших душ, ибо она очищает тайные наши грехи.
- Пусть злословят нас, пусть поносят, пусть клевещут, лишь бы мы не воздавали им тем же. А без этого и спастись невозможно.
Имя Господне – великая защита и великая помощь
- Необходимо держать памятование о Божием присутствии везде.
- Если человек не имеет молитвенного общения с Богом – он мертв душою.
- Прошения у предстоящих на молитве бывают разнообразные: иные просят о том, другие о другом, но мы, прежде всего, должны начинать со славословия и благодарения, как учит нас тому Мать наша святая Церковь, ибо она всякую службу Божию начинает со славословия и благодарения:
Благословен Бог наш
иСлава Тебе, Боже наш, слава Тебе
, а затем переходит к разным уже прошениям и молениям. - Имя Господне – великая защита от душевных врагов и великая помощь к неприятию страсти и несоглашению с грехом.
- Это общее правило: пока действует молитва, ни за что не браться. Ибо равного ей нет ничего.
Читайте отеческие книги поприлежнее
Теперь вы имеете книги отеческие, читайте их поприлежнее, они просветят вас и мало-помалу неприметным образом подвигнут вас вперед к добродетельной жизни. А если мы не будем читать отеческих книг, то и толку из нас никакого не будет.
Новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец
- Новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец, поэтому надо смотреть нам, чтобы не упустить времени к покаянию, того ради хорошо не обращать внимание на новости, которые разоряют нас вконец.
- Блаженны, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей. Тот скоро исцелит свои душевные раны и достигнет в любовь Божию.
- Напротив того, среди празднословия и невоздержанных бесед сколько говорится и выслушивается душевного, после и собственная совесть упрекает во многом, а вернуть уже нельзя. Часто эти разглагольствования служат причиною взаимных неудовольствий и вражды между братиями. А это – зло самое великое, особенно когда кто медлит в этом чувстве, ибо тогда и молитва его Господом не приемлется.
Тяжкий грех – осуждение
- Есть грехи, кажущиеся малыми, но смертные. Например, осуждение.
- Тяжкий грех – осуждение: таковые присваивают себе власть Божию
- Увы! Кто избавит нас от этого греха? Мы привыкли присматривать за поведением других, а не за своим, отчего часто впадаем в тяжкий грех осуждения.
Осуждение ближних искореняется самоосуждением
- Ешь, пей – не соблазняйся, но держи самоукорение, а не осуждай других. Внимай себе. Чай пьют – пей, едят – ешь, говорят – и ты отвечай, смеются – смейся, но внутри внимай себе с самоукорением.
- Осуждение ближних искореняется самоосуждением: кто постоянно смотрит на себя, вникает в свое сердце, распознает свои грехи и недостатки, тому некогда судить других.
Различные пути ко спасению
Предписывать правила к прохождению духовного жития весьма трудно по разнохарактерности людей, по различным путям ко спасению… Совесть – для нас и в нас закон. Совесть не оправдает, когда неправо поступаем. Уклонимся от правого пути – укорим себя и смиримся, воззовем ко Господу о помощи.
Всем открыт вход в Царство Небесное
- Спасались и спасаются богатые и бедные, цари и простецы, монашествующие и мирские – всем открыт вход в Царство Небесное.
- Разве не спасительное дело – чтить и покоить своих родителей, иметь попечение о своем семействе, служить для общества и для святой Церкви? Исполняйте эти добрые дела без ропота, по чистой совести и с призыванием помощи Божией. А в дополнение молитесь почаще, творите посильную милостыню и воздерживайтесь от таких дел, которые противны совести и Богу. В таком случае милостив будет к вам Бог и в сей кратковременной, и в будущей нескончаемой жизни.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!