Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. (Евангелие от Иоанна 17:11)
Как часто, замечая блеск куполов, мы говорим: «Это Церковь».
Видя священников в черной рясе, мы отождествляем их с Церковью, как с некоей «организацией». А если в небольшом городке или поселке нет ни священников, ни храмов? Значит ли это, что и Церкви там тоже нет? Вовсе нет. Так что же такое Церковь? Церковь — это в первую очередь Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием, Таинствами и любовью. По определению Апостола Павла Церковь есть Тело Христово (Ефес. 1, 22-23; 5, 23): прихожане величественного собора и члены небольшой общины, собирающейся в маленьком деревянном доме — все это Церковь — единый организм. Церковь — это наш духовный Дом. Как с родным домом, и более чем с родным домом, — с нею тесно связаны у христианина его мысли и его действия. В ней надлежит ему, пока он живет на земле, совершать свое спасение. Она приготовляет своих чад к небесному отечеству.
С Днем Рождения!
Почему сегодня в Праздник Святой Троицы мы говорим о Церкви? Потому что именно в этот день она была создана. Церковь основал Христос на пятидесятый день после Своего Воскресения. (Деяния апостолов 2:1-4). В этот день Дух Святой сошел на первых христиан и пребывает с ним до сих пор.
Днем Святой Троицы этот Праздник называется потому, что с этого дня открылось миру действие всех Лиц Пресвятой Троицы и люди научились поклоняться и прославлять Отца и Сына и Святого Духа.
Зачем нужна Церковь, если «Бог у меня в душе»?
Если человек считает, что «Бог у него в душе», то его хочется спросить: «Как Вы достигли такого результата, что Бог у вас в душе? Поделитесь своим опытом». Если бы так сказал преподобный Серафим Саровский, то его слова были бы понятны и убедительны — он стяжал Благодать Святого Духа многими трудами: постом, усердной непрекращающейся молитвой, добродетелями, поэтому Бог действительно был в его душе. Плоды пребывания Бога в душе известны. Это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Послание к Галатам Апостола Павла, 5 глава 22-23 стихи).
Но когда человек гневается, злословит, осуждает и ропщет, не воздержан и в слове, ни в деле, имеет нераскаянные нечистые грехи и при этом говорит о том, что «Бог у него в душе», то подобное заявление вызывает у воцерковленного верующего человека, по меньшей мере, недоумение.
При этом часто у подобного человека познание Бога ограничивается формулировкой: «Что-то «там» есть». А это значит, что Бог стоит в его жизни на последнем месте — на первом месте у человека различная житейская суета, не всегда безгрешные развлечения и удовольствия для себя. И только иногда вспомнит такой человек о Боге и в лучшем случае зайдет в Церковь, чтобы поставить свечку. Но никакая свечка не спасет душу человека, если он живет во грехе и не имеет живого общения с Богом.
Чтобы нравственно возродить человека и привести Его к блаженной пристани Царства Небесного Христос и создал Церковь. Христос ничего не писал, Он создал Церковь, в которой продолжается дело спасения людей, желающих примириться с Богом и наследовать жизнь вечную.
Каждый человек после Крещения запачкал свою душу грехами своих дел, запачкал одежду души своей грязью своих грехов. Все до одного запачкали свои души, нет ни одного праведного перед Богом. И чтобы Бог вошел в душу человека, нужно человеку покаяться, осознать, что его жизнь не соответствует Заповедям Божьим. Необходимо очистить одежду своей души в Таинстве Исповеди. И затем можно будет человеку принять Бога в себя в Таинстве Причастия. И тогда Бог поселяется в смиренной и чистой душе. И далее нужно впредь следить за чистотой одежды своей души — вовремя очищая с неё неизбежно возникающие новые грязные пятна в Таинстве Исповеди, и регулярно принимая в себя Бога — Источника жизни в Таинстве Причастия Тела и Крови Христовых. Недостаточно — перестать грешить, оставив в прошлом наибольшие грехи своей жизни: для человека, крещенного когда-то давно, и забывшего об очищении своей души в Таинствах, забывшего о заповедях Божиих, его крещение — будет поводом к бóльшему осуждению на Суде Божием.
В Церкви человек познает истину и освящается благодатью Святого Духа. В Таинстве Крещения он получает отпущение своих грехов, а в Таинстве Святого Причащения человек входит в реальное общение со Христом, через Него делается причастником Божеского естества. В этом таинственном общении с Богом человек получает силы бороться с грехом и любить Бога и ближних.
Одна и та же Церковь?
Будучи "Телом Христовым», Церковь "растет возрастом Божиим" (Колос. 2, 9). Это рост не только в смысле видимого, количественного расширения Церкви на земле: еще в большей степени это духовный рост, совершение святых, наполнение небесно-земного мира святостью. В смысле земного роста, Церковь развивается со стороны богослужебной, канонической, обогащается святоотеческой письменностью, растет во внешних формах, необходимых в ее земных условиях бытия.
Членами Церкви являются все те, кто признаёт ту истину, которую Христос открыл Своим апостолам, искренне верят Ему, считают нужным жить по закону Его, принимают участие в переданных апостолами священнодействиях и оказывают послушание духовным наследникам апостолов — епископам. Войти в эту семью может любой человек, независимо от пола, возраста и национальности.
Церковь Христова — единая, святая, вселенская и апостольская. Как в едином теле есть разные члены — руки, ноги и другие, так и в единой Христовой Церкви есть разные Поместные Церкви. Они отличаются языком богослужения и некоторыми обычаями, но во всем главном составляют полное единство — в вере, в нравственном законе, в молитве и в установленных Христом священнодействиях. Ныне существуют такие Поместные Церкви: Константинопольская, Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская, Русская, Кипрская, Элладская, Сербская, Болгарская, Румынская, Грузинская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская. Своим обещанием о том, что "врата адова не одолеют Церковь", Господь дал понять, что она никогда не исчезнет и никто не сможет уничтожить её, а также что она никогда не может ни отпасть от веры, ни ошибиться в истине, ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения.
Как говорит святой Филарет Московский: "Церковь — свята, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и в этом отношении сохраняется святой".
Среди тех, кто оказался таким образом отсечён от Церкви, были те, кто желал исказить полученную от апостолов веру и вместо истины учить других собственным выдумкам. Сам Господь Иисус Христос предсказывал появление таких лжеучителей. Чтобы указать отличие от всех фальшивых "церквей", созданных смертными людьми, истинная Церковь, основанная Богочеловеком Христом, приняла уточняющее название: "Православная", что означает: "правильно славящая Бога".
Сегодня День Рождения Церкви. В такие праздники принято дарить подарки. Что же мы можем подарить Богу? Глубоко осознаем, какое сокровище веры нам вверено Богом и обратимся к Нему, возненавидим грех и станем христианами — верными чадами на- шей Матери-Церкви!