Пророк Исаия, предсказывая грядущее наказание Иерусалиму, так говорит о нем: Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды… храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове (Ис.3:1–3).

Если Бог решает наказать человека, то лишает его разума, а если некий народ созрел для гневного посещения, то, как видим, у него будут отняты самые важные категории людей, без которых гражданская жизнь станет невозможной. Это своеобразное отнятие опорных столпов, без которых общественная и государственная жизнь неминуемо обрушивается, погребая под своими обломками все живое. И в перечне отнимаемых столпов первое место занимают «храбрый вождь и воин». Храбрость вождя и воина – это не просто личностная, но гражданская добродетель. Ведь храбрым может быть и бандит, идущий «на дело», и любой представитель экстремального спорта. Но их презрение к опасности носит совершенно иной характер. Человек, в их случае рискуя здоровьем и жизнью, приносит эту жертву самому себе.

Воину-христианину

Храбрость вождя и воина –

это не просто личностная, но гражданская добродетель

Воин храбр для «других». «Другие» для него – это его страна с ее народом или народами, с ее историей и культурой, с ее святынями. У страны должны быть святыни, и у этих святынь должны быть защитники. В противном случае – на месте страны в скором времени будет пустырь, или пепелище, или «кем-то освоенная территория». Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст призывал свою паству молиться о помощи Божией воинам на войне: «Разве не было бы ни с чем несообразно, если бы в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с той целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех… не творили даже и молитв... Они составляют как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который охраняет спокойствие пребывающих внутри».

Воинское служение связано с жертвой. Именно поэтому оно немыслимо без веры. Только вера в Бога может одухотворить высокое дело воинского служения. Вера дает силы воинам, и Бог помогает верующим.

Воину-христианину

Только вера в Бога может одухотворить высокое дело воинского служения

Вера дает силы воинам, и Бог помогает верующим

Воинам, идущим на службу

  • Исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн;
  • Всегда иметь при себе нательный крест, образок Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божьих;
  • Курение, наркотические продукты, матерщину навсегда отбросить от своей жизни;
  • Знать наизусть важнейшие молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Символ веры»;
  • Крепко молиться Богу, особенно перед боем. Просить неустанно молиться родителей и близких.

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Отче наш, Иже ecи на небесех! Да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.


БОГОРОДИЦЕ ДЕВО

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.


МОЛИТВА ЧЕСТНОМУ И ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла (и перекреститься).

СИМВОЛ ВЕРЫ

(краткое изложение христианского вероучения)

Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (сотворившего небо и землю, видимый и невидимый, то есть духовный, мир). И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век (в вечности и, до сотворения времени) Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша (через Которого всё произошло). Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася, распятаго же за ны (за нас) при Понтийстем Пилате (правитель в Иудее в 26-36 гг. н.э.) и страдавша и погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием (как было предсказано в Писании). И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки (говорившего через пророков). Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедаю едино крещение во оставление грехов. Чаю (ожидаю) воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь.

Живый в помощи


Так, по начальным словам, называется 90-й псалом, выражающий уверенность молящегося в Божественном покрове. Пояс с написанным на нем 90-м псалмом носится в ознаменование духовного трезвения и неотступного молитвенного упования на Бога Вседержителя. Его назначение – напоминание человеку о необходимости молитвы. Не допустимо считать такой пояс своего рода талисманом или оберегом.

Крещение в случае смертельной опасности

 

Горькая участь ждет душу некрещеного человека в вечности. И если перед лицом смерти раненый товарищ просит о крещении, а возможности позвать священника нет, то крещение не только может, но и должен совершить мирянин.

 

При этом требуется, чтобы крещающий был православный христианин. Также особую значимость имеет точное произнесение формулы крещения при троекратном погружении или обливании водой: «Крещается раб Божий (назвать православное имя: Сергий, Георгий, а не Сергей, Юрий) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Если после этого раненый останется жив, то крещение должно быть дополнено священником.

Воину-христианину

Для воина-христианина

на первом место может стоять только Христос

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН

  • должен хранить веру и благочестие;
  • воздерживаться от вымогательства взяток и
  • злоупотребления служебным положением;
  • недопустимы: пьянство, сквернословие, мародерство,
  • грабежи, насилие и издевательства над мирными людьми и военнопленными;
  • осуждается дезертирство, и в тоже время воин должен быть готовым отказаться выполнять приказ, нарушающий заповеди Божии;
  • оказавшись в плену у иноверцев, воин-христианин не сдаётся духовно и не предает свою веру.

О сквернословии. Многие говорят: «Мы военные, матюгаемся, ну и что?!» Но слово, логос, имеет большую силу. Ибо сам Бог именуется Словом (Ин.1,1-18 и др.)! Словом можно убить, и словом можно спасти человека. Слова молитвы и благословения привлекают к нам Божию благодать. И наоборот – проклятие и мат, это разрушительное слово, которое призывает осознает это человек или нет! – нечистую, демоническую силу со всеми из этого вытекающими последствиями.


Также выбор псевдонима или позывного имеет большое значение. Недопустимо, когда человек выбирает себе позывной, например, «бес». Закономерно, что ничего хорошего из этого не выйдет! Если мы желаем, чтобы Бог был с нами и чтоб Он нам помог одержать победу, нужно обращаться в молитвах к Нему ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила (1 Мак. 3: 19).

Воину-христианину

Ибо не от множества войска бывает победа на войне,

но с неба приходит сила (1 Мак. 3: 19)

Наказ нижним чинам русской армии


о законах и обычаях сухопутной войны

1. Воюешь с неприятельскими войсками, а не с мирными жителями…

2. Рази врага в честном бою. Безоружного врага, просящего пощады, не бей.

3. Уважай чужую веру и ее храмы.

4. Мирных жителей неприятельского края не обижай, их имущества сам не порти и не отнимай, да и товарищей удерживай от этого.

5. Когда окончилось сражение, раненого жалей и старайся по мере сил помочь ему, не разбирая - свой ли он или неприятельский. Раненый уже не враг твой.

6. С пленным обращайся человеколюбиво; не издевайся над его верою; не притесняй пленного и не трогай его имущества.

7. Обобрание пленных, а еще хуже того раненых и убитых - величайший стыд для честного солдата; польстившемуся на такое действие грозят тягчайшие наказания как за разбой.

8. Если приставлен будешь к пленным, охраняй их от приставания посторонних. При попытке пленного бежать задерживай его, зови помощь, в крайности действуя оружием.

9. Палатки и дома, где находятся раненые и больные, обозначены всегда белым флагом с красным крестом, - в эти места не стреляй и не ломись.

10. Не трогай людей, хотя бы и в неприятельской форме, у которых на рукаве белая повязка с красным крестом – они ухаживают за больными и ранеными.

11. Увидишь неприятеля с белым флагом - не стреляй в него…

Из "Походной памятки Русского солдата" 1912 г.

О воинском служении
Предыдущий

О воинском служении

Армия — это та важная составляющая общества, без которой совершенно нельзя представить настоящее и т...
О поминовении усопших
Далее

О поминовении усопших

Тема смерти актуальна абсолютно для каждого, потому что, хочешь — не хочешь, умирать все равно приде...