Господь сотворил два взаимосвязанных мира — мир невидимый и мир видимый, которые раскололись вследствие грехопадения. Вместе с грехом в видимый мир пришли болезни, тление и смерть.

Тема смерти актуальна абсолютно для каждого, потому что, хочешь — не хочешь, умирать все равно придется. Со времен Адама и Евы, к сожалению, смерть стала участью всех людей. Господь сказал Адаму: ...прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19), подразумевая этим не только то, что человек уйдет телом в землю, но и то, что человеческая душа уходит в подземные бездны ада. Возможность выхода из ада сохранилась лишь для тех людей, которые приняли Святое Крещение — членов Святой Православной Церкви. Господь может облегчить их загробную участь, если Его Церковь молится за них.

Господь может облегчить их загробную участь,

если Его Церковь молится за них

По Уставу Вселенской Православной Церкви в определенные дни года совершаются особые заупокойные богослужения, Церковь поминает всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, также и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Это дни:

1. Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде. Эту вселенскую родительскую субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба в этот день называется так: Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших.

2. Родительские субботы — на 2-й, 3-й и 4-й неделях Великого поста. В эти дни Церковь направляет нас к прилежным молитвам об оставлении «вольных и невольных прегрешений верою преставльшихся человек и вечном их упокоении со святыми».

3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. Эта родительская суббота предваряет собой вхождение в пост, который начинается через неделю. Его называют Апостольским, или Петровским. Обычай поминовения Святой Церковью усопших в день Пятидесятницы восходит к апостольским временам. Указание на него мы видим в словах св. ап. Петра, которые он произнес в этот великий день, обращаясь к иудеям: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). Поэтому Церковь в Троицкую родительскую субботу молится о всех усопших благочестивых христианах. В одной из этих молитв говорится: Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне.

Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы, а после Литургии бывают панихиды. Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:

4. Радоница — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник Фоминой недели. Поминовение усопших в этот день совершается верующими с тем благочестивым намерением, чтобы по совершении светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых разделить великую радость Пасхи и с усопшими.

Димитриевская родительская суббота —

день особого поминовения убитых воинов

5. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Это поминовение совершается в субботу, предшествующую восьмому ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Также, поминовение усопших воинов совершается 9 мая (26 апреля по ст. стилю).

6. Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. И конечно же, важно молиться самому.

Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина. И конечно же, особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в Алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).


После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.


Церковная традиция говорит нам, что об усопших необходимо читать Псалтирь. Устав о чтении Псалтири можно найти в православных молитвословах.

Господь может облегчить загробную участь христиан,

ставших наследниками ада, если Его Церковь молится за них

К сожалению, очень часто в храм приходят люди и со слезами на глазах подать записку за умершего некрещеного родственника. Этого делать нельзя, поскольку эти люди во время жизни не вошли в спасительную ограду Церкви. По уставу Церкви также нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей крещеных, но отрекшихся от веры и отошедших от веры, самоубийц, тех, которые при жизни относились к Церкви с насмешкой или враждой, увлекались восточными мистическими учениями, астрологией.

Иногда приходится слышать упреки, что Церковь жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, а среди них встречаются очень хорошие и добрые люди. Так что же мешало хорошим людям стать членами Церкви? Наверное, у каждого были причины, но в основе всего лежит неверие в Бога. И это неверие душа унесла с собой в загробную жизнь, где она уже новые качества не приобретает. Их посмертную участь мы должны предоставить Божьему суду, и этот суд не покажется нам необъективным и несправедливым.


Но вместе с тем Церковь призывает к личной, домашней молитве за близких, умерших некрещеными, но только в домашней! И естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.

Составлено по материалам иерея Даниила Сысоева