В наш мир, в котором так много зла и несправедливости, две тысячи лет назад пришел Бог. Он пришел, чтобы спасти нас от зла, от одиночества, от смерти. Когда после Его крестной смерти Его ученики собирались вместе, Он, воскреснув из мертвых, приходил к ним. Он продолжает приходить и к нам, когда мы собираемся вместе на Литургию.
"В воспоминание Господа и Бога…"
Божественная Литургия (греч. Общее дело) — это главное из общественных богослужений, во время которого совершается главное таинство Церкви — Таинство Причащения или Евхаристия (греч. «благодарение»), ибо, участвуя в этом Таинстве, христиане приносят благодарение Богу за прожитую жизнь, за все радости и скорби.
Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице, и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.
В Литургии можно выделить три части:
ПРОСКОМИДИЯ (греч. προσκομιδή — принесение, подношение), во время которой приготавляются вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. Поэтому каждый, кто присутствует в храме в это время, может поминать о здравии и о упокоении родных и близких. Но поминаются только православные христиане. Проскомидия совершается священнослужителями в Алтаре, в храме обычно в это время читается особое молитвенное последование — Часы.
Во время чтения Часов мы призваны вспоминать о суде над Христом у Пилата, поругании и заушении Спасителя, о том, как Спаситель был веден на Голгофу, как Он был распят и сделалась тьма по всей земли (Лк. 23, 44). Сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15).
Перед началом Литургии священник совершает каждение Алтаря, церковнослужителей и молящихся в храме. Молящиеся отвечают поклоном. Кадильный дым символизирует Святого Духа, наполняющего храм Божией благодатью, и освящая верующих.
Литургия оглашенных
На этой части Литургии могут присутствовать оглашенные, т.е. те люди, которые готовятся к принятию Святого Крещения и получают наставление (оглашение) в христианской вере.
Литургия начинается возгласом священника, прославляющего Святую Троицу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Славословие — высшая форма молитвы, в которой человек как бы забывает самого себя и устремляет все силы своей души к восхвалению, прославлению Творца.
Услышав произнесенное священником начальное благословение, церковная община, от имени которой выступает хор, присоединяется к прославлению Царства Божия пением “Аминь”, что означает “истинно так”.
Диакон (священник) возглашает мирную ектению (греч. ἐκτενὴς — «протяжное моление»), призывая всех христиан в мире с Богом и ближними совершать молитву о спасении душ, мире, Церкви, храме, о молящихся, Патриархе, о правящем архиерее, о священнослужителях, церковнослужителях, об Отечестве, властях, воинстве, о всех верующих, плодородии земли, о путешествующих, страдающих, плененных, об избавлении от скорбей и всецелом вверении себя, своей жизни Богу.
Хор поет три антифона: «Благослови душе моя Господа…» (102 псалом), «Хвали душе моя Господа…» (145 псалом), «Во Царствии Твоем, помяни нас Господи...» (9 главных евангельских заповедей, которые Христос преподал во время так называемой Нагорной проповеди. С ее содержанием должен быть знаком каждый христианин).
Каждый антифон отделяется один от другого малыми ектениями «Паки и паки…» (т.е. еще и еще). Малая ектения представляет собою сокращение мирной ектении.
Первый антифон призывает верующих к внутреннему сердечному прославлению Бога, по слову святого апостола Павла, заповедовавшего христианам сердцем веровать в правду, а устами исповедовать Бога во спасение. Во втором антифоне христиане призываются исповедовать Бога не только устами, но и всей своей жизнью.
Второй антифон заканчивается песнопением Иисусу Христу «Единородный Сыне», в котором мы не только просим Христа спасти нас, но и которое раскрывается учение о Нем, как о Боге воплотившимся от Девы Марии и о спасении рода человеческого через Его искупительную смерть на Кресте.
Во время пения третьего антифона — Заповедей блаженств — совершается Малый Вход с Евангелием, который символизирует выход Христа Спасителя на проповедь.
Свещеносец со свечой, идя перед диаконом, знаменует свет Новозаветной благодати. Евангелие, которое несет диакон, означает Христа Спасителя, священник являет образ святых апостолов. В царских вратах диакон делает Евангелием знак креста и входит в алтарь. Этим символизируется, что через крестные страдания Спасителя всем верующим открывается вход в Царствие Небесное.
Возглас «Премудрость, прости» — это призыв к верующим внимать премудрости Божией, стоя благоговейно.
Далее поются тропари праздника и Трисвятое, во время которого священник в алтаре становится на Горнем месте, лицом к народу. Это означает спасение Христом Спасителем всего рода человеческого и восшествие Его в Царствие Небесное к Богу Отцу.
Чтение книги Апостол напоминает нам о проповеди святых апостолов. К внимательному чтению Апостола верующие приготовляются возгласами: «Вонмем» (будем внимать!) Чтение Евангелия — проповедь Самого Христа. В некоторых храмах после чтения Евангелия священник произносит проповедь.
После Евангелия (проповеди) произносится сугубая ектения о здравии и спасении всех верующих, также в некоторые дни определенные Уставом, определяется заупокойная ектения, на которой мы поминаем усопших православных христиан. После следует ектения об оглашенных (иногда опускается).
Литургия верных
После того как оглашенные покидают храм, начинается Литургия верных. Это уже таинственная часть Литургии, на которой должны присутствовать только верные чада Церкви. На Литургии верных совершается собственно Евхаристия и Причащение Святых Христовых Таин. Во время пения Херувимской песни совершается Великий вход со Святыми Дарами. Он обозначает шествие Господа на крестные страдания.
Свещеносец, идущий перед Святыми Дарами, знаменует огонь молитвы. Святые Дары знаменуют Господа, несущего Свой Крест на Голгофу. Согласно Евангельскому повествованию, в это время солнце покрылось тьмою, земля потряслась, открылись гробы, сила бесовская низвергнута в ад.
В этот трепетный момент христиане в храме могут поминать своих родных и близких христиан, а также читать 50 псалом.
После поминовения Патриарха и всех православных христиан, священник ставит Святые Дары на Престол, что означает положение Господа во гроб. Закрытие Царских врат — знак того, что душа Спасителя после Его распятия на кресте сошла во ад, чтобы вывести оттуда всех ветхозаветных праведников. Закрытие завесы — образ камня, приваленного иудеями ко гробу.
Во время просительной ектении мы испрашиваем у Господа земные и небесные милости.
За ектенией открывается завеса Царских врат, что означает Воскресение Христа Спасителя. Народ поет Символ веры, который есть исповедание нашей христианской православной веры.
В Символе веры содержатся все основные вероучительные положения (догматы), изложенные в кратких, но точных словах.
Символ веры обязан знать и понимать каждый православный христианин.
После окончания пения Символа веры диакон торжественно и громко провозглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем…», то есть стоя со страхом и благоговением будем внимательны к тому, что происходит.
Начинается благодарственный Евхаристический канон — это самая важная часть Литургии, когда хлеб и вино, приготовленные на Проскомидии, становятся истинным Телом и истинною Кровью Христовою. В это время все христиане становятся участниками Тайной вечери Христовой.
Хор медленно и тихо поет «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим и молимся Тебе Боже наш…» Священник с воздетыми руками молится о ниспослании Святого Духа. Происходит сошествие Святого Духа, освящающего нас и Святые Дары. С этого момента на Престоле в Святых Тайнах под видом и образом хлеба и вина всецело присутствует Сам Христос Бог.
Во время пения молитвы «Достойно есть», прославляющего Божию Матерь, поминаются имена всех живых и усопших близких и родственников.
Ектения «Вся святые помянувше…». На Литургии мы участвуем в теснейшем общении со всеми святыми, поэтому снова поминаем их как наших ближайших ходатаев перед Богом.
После ектении всенародно поется молитва «Отче наш». Эту молитву каждый христианин должен не только знать наизусть, но и понимать, о чем говорится в ней.
Священник в Алтаре, вознося Святой Агнец, возглашает «Святая святым». Этот означает, что Святые Тайны предназначены для тех христиан, которые стремятся к духовному совершенству и ревнуют о Богоугождении и деле преображения и спасения своей души спасения.
Причащение (Причастие) — есть Таинство, в котором верующий вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа и Бога нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.
Сам Господь наш сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Для верующих факт действительного преложения хлеба и вина, принесенных на Литургию, в Тело и Кровь Христову несомненен, хотя Таинство это, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости.
Чтобы Причастие служило во освящение и спасение души, необходимо вести строгую христианскую жизнь и не иметь смертных грехов. Поэтому ко Причастию подходят только те христиане, которые накануне говели, выполнили молитвенное правило (Последование ко Святому Причащению), исповедовались в своих грехах и получили благословение священника на Причастие.
«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:28-30).
Святитель Николай Кавасила разъясняет: «Благодать освящает нас через Дары, если найдет нас способными к освящению; если же встретит нас неприготовленными, то и не принесет никакой пользы и причинит бесчисленный вред».
Вопрос о том, как часто нужно причащаться нужно согласовать с духовником или со священником, у которого Вы исповедуетесь.
После Причащения, вынимавшиеся из просфор на Проскомидии частицы погружаются в святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи всех здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами Святых Твоих», и Господь омывает Своею Кровию грехи тех, кто был помянут на проскомидии. Конечно, надо при этом понимать, что такое таинственное участие в Литургии вовсе не заменяет собою Таинства Покаяния.
Священник, держа в руках Святые Дары, возглашает в Царских вратах «Всегда, ныне и присно и во веки веков» и относит Дары на Жертвенник. Мы вспоминаем
Вознесение Господа Иисуса Христа в Небесное Царство, Его всегдашнее пребывание с верующими на земле в Таинствах Церкви и Его Второе славное Пришествие: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, таким же образом придет, каким вы видели Его возносящимся на Небо» (Деян.1:11). В конце Литургии диакон возглашает благодарственную ектению.
После отпуста Литургии, на котором поминаются Пресвятая Богородица и святые дня, хор поет многолетие, священник произносит проповедь. Затем все верующие прикладываются к кресту, причастники слушают Благодарственные молитвы по Святом Причащении и расходятся по своим домам, стараясь не растерять в суетных делах полученную благодать Божию и употребляя оставшееся время дня на творение добрых дел и пребывание с Богом в молитве.
Храм Новомучеников и Исповедников
Российских в Строгино
www.newmartyros.ru