Что такое Причастие?
Причастие Тела и Крови Христовых является самым главным Таинством Православной Церкви. Без преувеличения можно сказать, что именно ради этого Церковь существует. Это Таинство Сам Христос установил накануне Распятия во время Своего последнего пасхального ужина с учениками («Тайной Вечери»). Во время этой вечери Господь взял хлеб, и, благословив, преломил его и подал ученикам, говоря: «Примите, ешьте, это Тело Мое, которое за вас предается», после сего Он взял чашу с вином и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». По слову Господа, хлеб и вино стали Его Телом и Кровью.
Совершив это, Господь сказал: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор это великое и страшное Таинство совершается для нас на каждой Литургии. Святое приношение, хлеб и вино, становится Святыми Дарами – Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, и через вкушение или причащение Святых Даров все причастники входят в теснейшее единение со своим Спасителем и Богом. Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Господь входит внутрь нашего естества, причем это вхождение Бога совершается не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально — Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах.
Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53-54).
Как готовиться ко Причастию?
Дети до 3-х лет:
- Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без Исповеди и поста. С трех-четырех-летнего возраста младенцев обычно причащают уже натощак.
- В храм с младенцами следует приходить не к самому Причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к Причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на Литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви.
- Подходя к святой чаше, грудных младенцев нужно держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки следует придерживать, чтобы ребенок случайно не толкнул чашу, или не схватил лжицу (ложку). Грудничков не следует плотно кормит перед Литургией, чтобы после причащения они не срыгнули.
- Маленьких детей обычно причащают под одним видом (только Кровью Христовой).
Дети 4-7 лет:
- Примерно с четырех-пятилетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.
- Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей Литургии.
- Родителям необходимо разъяснять детям происходящее на службе.
- К посту перед Причастием после 7 лет нужно подходить постепенно, начав с одного дня перед Причастием.
- Разговаривать с ребенком необходимо на его уровне объясняя смысл Причастия. При этом ни в коем случае недопустимо употреблять кощунственные формулировки «сейчас батюшка тебе компотик даст» и подобное.
- В целом необходимо приучить ребенка к церкви – чтобы он не боялся, приходил, ставил свечи, играл со сверстниками (при храме, а не в храме, естественно) и проч. Чтобы ему хотелось приходить в храм.
Молитва и посещение храма никогда не должны восприниматься как наказание. Скорее наоборот: хочешь наказать, отлучи от общей домашней молитвы, не возьми в храм, не веди к причастию. И бунтующий ребенок всеми силами будет стремиться к запретному!
Что делать, если ребенок отказывается от Причастия?
Часто можно наблюдать, как уже довольно большие младенцы очень беспокойно ведут себя у чаши, плачут, кричат, вырываются. Как правило, это происходит из-за того, что этих детей редко причащают. Родителям нужно настроить, успокоить ребенка заранее, можно показать ему как спокойно причащаются другие дети. Поводить ребенка в церковь к моменту причастия несколько раз, в праздники, когда причащается много детей его возраста, чтобы он на это посмотрел. Коллективная психология сработает, и ребенок причастится вместе со сверстниками.
Если родители бояться причащать детей
Некоторые родители по своему неразумию и маловерию боятся причащать детей, лишая их тем самым спасительной и укрепляющей благодати. Объясняют они это тем, что ребенок, принимая Причастие от одной ложки и чаши со всеми, может заразиться какой-нибудь болезнью. Эта боязнь есть неверие в спасительную силу Таинства. Как правило, так рассуждают люди нецерковные и малоцерковные, ничего не знающие о жизни Церкви. Евхаристия есть величайшее чудо на земле, совершаемое постоянно, и еще одним доказательством истинности этого чуда является то, что литургия не прерывалась даже во время страшных эпидемий чумы, холеры и других заразных смертельных заболеваний.
В Киеве в XVIII – начале XIX века служил весьма известный в городе протоиерей Иоанн Леванда. Он был знаменит своим даром проповедника, люди специально собирались послушать его проповеди. Служил он в районе, называемым Подол. В 1770 году в городе началась эпидемия чумы, которая особенно свирепствовала на Подоле. За два месяца в районе умерло шесть тысяч человек. О. Иоанн не прерывал своего служения. Он исповедовал, причащал, окормлял, утешал своих прихожан, и болезнь не тронула его. И таких случаев очень много. Священнослужители – диаконы и священники – после причащения верующих потребляют оставшиеся святые дары. Делали они это всегда, во все времена, не боясь заразиться во время страшных поветрий.
Митрополит Нестор (Анисимов; 1884–1962), миссионер, в бытность епископом Камчатским построил для прокаженных лепрозорий и освятил там храм. После того, как все прокаженные причащались, священнослужители потребляли дары, и никто из них не заразился.
Святителю Московскому Филарету (Дроздову) один чиновник подал рапорт, где повествовал о мужественном поступке одного священника и просил представить его к награде. Этот чиновник стал свидетелем того, как к одному его родственнику, больному холерой, пришел для напутствия святыми тайнами священник. Но больной был настолько слаб, что не смог удержать во рту частицу тела Христова и выронил ее изо рта на пол. И вот этот священнослужитель, не поколебавшись, потребил сам упавшую частичку.
Ни священники, ни диаконы, которые потребляют Святые Дары и потом замывают святую чашу, выпивая воду, не болеют чаще, чем любые другие люди. Поэтому причащающие детей и сами приступающие к причащению должны оставить всякую брезгливость, боязнь и маловерие. ка в церковь к моменту причастия несколько раз, в праздники, когда причащается много детей его возраста, чтобы он на это посмотрел. Коллективная психология сработает, и ребенок причастится вместе со сверстниками.
Детская исповедь
Начиная с отроческого (семилетнего) возраста, ребенок должен причащаться, предварительно поисповедавшись. Маленький христианин (конечно, если захочет) может и раньше приступать к Таинству Исповеди (например, в 6 лет).
К первой Исповеди ребенка нужно должным образом подготовить. С ребенком необходимо спокойно и доверительно побеседовать, объяснить ему, что такое грех, за что мы просим у Бога прощения и что такое нарушение заповедей. Нелишне будет сказать, что, совершая грех, человек наносит вред в первую очередь себе самому: то нехорошее, что мы делаем людям, к нам же и вернется. У ребенка может быть страх перед Исповедью.
Его необходимо утвердить, сказав, что батюшка давал присягу, обещание, никогда и никому не рассказывать то, что он слышал на исповеди, и бояться его не нужно, ведь исповедуемся мы Самому Богу, а священник только помогает нам в этом. Очень важно сказать, что, назвав грехи на Исповеди, нужно приложить все усилия, чтобы более не повторять их. Очень хорошо, когда родители и дети исповедуются у одного духовника.
Некоторые мамы и папы совершают большую ошибку, сами называя ребенку его грехи или написав их за него на бумажке. Родители могут только мягко и деликатно рассказать о грехах, но не исповедаться за него. И совсем уже недопустимо после Исповеди расспрашивать батюшку о содержании детской исповеди.
Самое главное
Родители, причащая детей, должны также стараться приступать к Святым Тайнам, показывая тем самым пример своим чадам. А для этого необходимо стремиться узнать свою православную веру, знать Заповеди Божьи, бороться со страстями, молиться и стремится к стяжанию христианских добродетелей, первая из которых – любовь к Богу и ближним. Семья – это малая церковь, где люди вместе идут к Богу, вместе спасаются и причащаются от одной чаши. Не имеет никакого смысла причащать детей, если в семье родители не живут духовной жизнью. Ребенок смотрит на родителей, и если родители ограничивают свою веру только причащением своего чада, опуская все остальные важные моменты христианского воспитания, то никакой пользы от такой «веры» не будет.