Совместимы ли с Христианством гороскоп и знаки зодиака

В нашем обществе не так много людей, всерьез верящих в астрологические и другие подобные «предсказания». Но несмотря на это, то и дело можно слышать то вопрос: «А кто ты по знаку зодиака?», то предложения «К Новому Году покупайте лошадок/бычков/ свинок/собачек!», люди дарят друг другу или покупают себе сувениры, то намекая таким образом на примерную дату рождения, то на какие-то свои черты характера. Если для людей неверующих подобные языческие пережитки вроде бы логичны, то тем более печально и удивительно видеть среди любителей «зодиаков» и людей, считающих себя православными.

Многие люди, отрицая «астрологические прогнозы» из массовой прессы, все же не отрицают того, что знаки зодиака и знаки китайского гороскопа, а также их всевозможные «совмещения», определяют характер человека. Даже не веря в сами предсказания, в какую-либо оккультно-магическую составляющую, они пытаются найти какое-то псевдонаучное объяснение о якобы цикличности человеческих характеров, подмеченной в древности и иллюстрируемой знаками и т.д. И даже когда реальность опровергает все «даваемые» гороскопами характеристики, ему начинают присваивать их, притягивая за уши.

Считается, что знаки зодиака и китайские знаки как-то показывают разнообразие человеческих характеров, а заодно и классифицируют их. Однако, тем же самым занимается целая наука – психология. Это серьезная сложная наука, которую не стоит низводить до «зодиакального» ширпотреба и сомнительных привязок характеров ко дню рождения.

Есть и другой аргумент. Гороскопы ориентируются на дату рождения. Но мы знаем, что фактическим рождением человека (т.е. образованием нового организма) является зачатие. Сторонники гороскопов скажут: «Ну сдвиньте характеристики на 9 месяцев, что с того?». Но ведь беременность может длиться и не 9 месяцев, а меньше. Как же быть тут?

Можно найти массу и других подобных аргументов, но, к сожалению, с их помощью убедительно опровергнуть зависимость характера от знака почти невозможно, т.к. это во многом вопрос веры. Кроме того, в каких-то случаях, и даже часто, человек может действительно «соответствовать» своему знаку. В этом нет ничего удивительного: демонические силы, ни к чему иному так не стремящиеся, как отвратить человека от Бога, вполне в состоянии раздувать подобную убежденность, подбрасывать соответствующие мысли, аргументы и выводы, которые человек может принимать за свои.

Гороскопы и христианство

Поэтому главным аргументом против гороскопов для всякого православного христианина должно быть не то, логичны они или нет, а то, что гороскопы, даже в таком «урезанном» варианте, являются предательством Господа, доказательством недостаточной веры в Него и Его Промысел. Независимо от того, «соответствуют» ли они правде, «помогают» ли или нет, являются ли они для человека забавной «игрой» или серьезным увлечением.

Почему? Ведь в Священном Писании есть явное отрицание, например, магии, чародейства, но нет явного отрицания «цикличности характеров». Все дело в том, что ориентирование на знаки и их характеристики формирует у человека определенный потребительский и самооправдательный подход к самому себе и окружающим. И подобный подход с Христианством и несовместим!

Каждому из знаков, как китайскому, так и зодиакальному, приписываются определенные черты характера (а в некоторых случаях из этого даже «выводят» выбор занятий, интересы, вкусы и т.д.). Человек становится как бы заложником приписываемых ему черт. Причем эти черты, как правило, отрицательные: девам приписывается ханжество, тельцам – корыстолюбие, овнам – горячность и т.д. Таким образом, увлечение характеристиками знаков подводит к мысли, что все, даже самые плохие, черты характера и страсти имеют право на существование, неистребимы и непобедимы в отдельно взятом человеке, если они «продиктованы» характеристикой знака. С другой стороны, возникает соблазн вешать окружающим ярлыки, избегать их только из-за знака («А с ним нельзя дел иметь, он родился в год Козы. Козы ненадежные»). Ведь иногда доходит до абсурда, когда при собеседовании при приеме на работу выясняют знак соискателя!

Гороскопы и христианство

А ведь Христианство настаивает на борьбе со страстями и страстными зависимостями, гордыней и превознесением себя! Борьба эта бесплодна и бессмысленна, если вверять себя «характеристикам» знака по дню рождения, но с Божией помощью она реальна и приносит плоды. Без Меня не можете делать ничего (Ин.15,5). Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу (Мк.10,26-27). Пример тому – многочисленные жития святых, многие из которых совершили в своем образе жизни чудеснейшие перевороты. При вере в гороскопы святая Мария Египетская так и осталась бы блудницей, а святой Моисей Мурин – разбойником, потому что их «знаки», вероятно, «располагали» к этому. Настаивает Христианство и на любви к ближнему, и уж никак не на навешивании на него ярлыка «неподходящего» только из-за даты рождения.

Очень просто и остроумно, в свойственной ему манере, ответил на вопрос о гороскопах известный московский священник, протоиерей Артемий Владимиров:

Почему в Церкви не признают гороскопы? Я замечала, что часто совпадают реальные черты характера человека с тем, что написано о его знаке.

Скажи, пожалуйста, стала бы ты есть мед из бочки, в которую кто-то опустил ложку с дегтем? Конечно, нет, потому что малая закваска портит всё тесто, по выражению святого апостола Павла. Гороскопы – это очень хитренькие и коварные штучки. По видимости они говорят о разнообразии человеческих характеров, уча сообразовываться со знаками Зодиака и избегать опасного общения с людьми, но по существу гороскопы развращают людей. К примеру, о родившихся под созвездием Рыб говорится, что такие люди очень талантливы, но при этом ветрены и непостоянны. Только примешь на веру это провокационное сообщение, как начнешь оправдывать в себе вероломство и даже распутство, утешаясь тем, что ты человек талантливый. Мол, таланту всё позволено – и изменить жене, и нарушить клятву, и поработать на американскую контрразведку. Таким образом гороскопы улавливают людей в свои сети. Между тем как Господь Иисус Христос, вложивший в нас Свои дары и таланты, требует решительной борьбы с пороками, недостатками, чтобы каждый работал над собой, исправлял свой дурной характер и мало-помалу становился ангелом смирения, любви, мудрости и радости. Поэтому убеждаю вас, не верьте гороскопам и не читайте их, ведь так легко, прочитав, что я – лебедь, ты – рак, а он – щука, расползтись в разные стороны. Того гляди, враг и добьет нас поодиночке.

Гороскопы и христианство

Встречается, однако, и другой подход к годам и знакам. Бывает, что человек не верит ни в знаки, ни в характеристики, однако с удовольствием встречает «год Лошади», носит на шее кулон со своим знаком или пьет из кружки с его изображением. Видя в этом просто символ, но не веря, он все равно невольно и скрытно является суеверным язычником. Для православного христианина даже такое послабление недопустимо. Как пример твердости веры и принципиальности можно вспомнить первохристианских мучеников. Когда они отказывались совершить поклонение языческим «богам» даже под угрозой смерти, им частенько предлагали сделать это хотя бы лицемерно, для вида.

И, тем не менее, даже на такую сделку с совестью древние христиане не шли, не по причине какой-то упертости, а потому что хотя бы такими внешними действиями не хотели запятнать своей веры. И сталкиваясь с угрозой казни, они не боялись ее, а, твердо веря, шли вперед. Так не стоит ли нам проявить принципиальность и твердость в куда более простом вопросе? Не стоит ли отказаться от всех этих зодиакальных сувенирчиков и символов, слишком уж смахивающих на идолов? Если мы, конечно же, христиане.