ПОДВИГ МАТЕРИНСТВА
Материнство рассматривается основным благословением женщины на всем протяжении Писания. Со времени первых событий, последовавших за сотворением Евы, повеления плодиться и размножаться, предназначения Евы стать «матерью всех живущих», способность женщины зачинать и рожать детей считается важнейшим ее достоинством. После грехопадения, когда Ева услышала торжественное предупреждение Бога, что она будет рожать детей в муках, Ева осознала цену этой способности. С тех пор горький и, в то же время, сладкий опыт материнства стал основным уделом женщин в ветхозаветной культуре.
Лишь в крайне необычном пророчестве, касающемся измученных людей, в Писании может провозглашаться: «Возвеселись, неплодная, нерождающая» (Ис.54:1). Бесплодная утроба была величайшим проклятием женщины. Считалось, что в зачатии ребенка значительную роль играет Бог. Псалмопевец восклицает, что Бог знал Давида «от утробы». А своенравную или греховную женщину Бог мог наказать, «заключив чрево». Красота приветствовалась, но плодовитость ценилась гораздо выше. Апостол Павел даже заметил, что женщины спасаются деторождением (1Тим.2:15) – это заявление в разное время истолковывалось по-разному.
Раньше для женщины величайшим благословением было рождение сына. Благодаря ему она приобретала значимость, ибо он был наследником предания, исполнителем завета. Первенец наследовал отцовское благословение и основную часть его имущества. Он также посвящался Богу (Исх.13:14–15). Великой мечтой Израиля было рождение Мессии, Который стал бы Царем и Спасителем. Во исполнение именно этого обетования ангел Гавриил сообщил весть Деве Марии, и в соответствии с преданием Она проявила смирение и послушание Божьей воле. В Евангелии от Луки мы видим самый прекрасный рассказ о рождении, в котором показаны этапы от благовестил до богоявления. Воплощение, Слово, ставшее плотью и обитавшее с нами, можно считать величайшим из всех чудес.
В Новом Завете мы видим свидетельства ясного понимания периода созревания плода, даже с разбивкой по месяцам. Когда Иоанн взыграл во чреве Елизаветы во время посещения беременной Марии, мы видим свидетельство отклика на присутствие Бога даже со стороны нерожденного – ясный признак человечности утробного плода. Помощь при родах оказывали, по-видимому, родственницы и соседки (Руфь; 1Цар.4:20) или повивальные бабки (Быт.35:17; 38:28; Исх.1:15–21). Выполнение такой совместной церемонии было, несомненно, источником их силы и единения. Еврейские женщины, вероятно, пользовались подобием родильных столов – двумя камнями, на которые они садились или вставали на колени. Новорожденного купали, растирали солью и пеленали (Иез.16:4; Лк.2:7). Вскоре после этого соседки или родители давали ребенку имя (Руф.4:17).
Религиозные обряды, совершавшиеся над ребенком, выводили его из чисто женского общества, и он попадал к мужчинам. Мальчиков на восьмой день обрезали (Лк.1:59). Согласно закону, женщина после родов некоторое время находилась в изоляции. Роженица считалась нечистой в течение семи дней после рождения мальчика и четырнадцати дней после рождения девочки (Лев.12:1–5).
Коротко говоря, библейские образы и заложенный в них смысл материнства примут для нас четкие очертания, если мы просто вспомним библейские рассказы о самых известных матерях: Еве, Сарре, Ревекке, Рахили и Лие, матери Самсона, Руфи, Анне, Елизавете и Марии.
Материнство – это важнейшая роль, которую Бог определил всем женщинам. Каждая женщина, решаясь на материнство, должна отнестись к этому со всей серьезностью и ответственностью. Женщины играют уникальную роль в жизни своих детей. Материнство не может быть рутинным и неприятным. Как мать вынашивает своего ребенка, как кормит и опекает его в младенческом возрасте – так же мать и играет важнейшую роль во всей его последующей жизни, будь он подростком, молодым или уже взрослым человеком. Несмотря на то, что роль матери со временем всё же видоизменяется, – ее безграничная любовь, ее супер-опека, советы и наставления всегда неизменны.
Подвиг материнства подобен мученичеству. Нежная забота о детях, сердечные страдания при виде их болезней или плохого поведения, сопровождаемые покорностью воле Божией, упованием на Него и молитвой, делают матерей настоящими мученицами. Это подтверждается изречением святителя Феофана Затворника: «Дети Вам много горя причиняют. Это материнское мученичество! Если все благодушно и с благодарением Господу будете переносить, то воистину так будет. – Буди воля Божия над Вами во всем; а в Вас соответственно тому – преданность Богу и покорность. Матери – мученицы. – Никто столько не страдает, как они».
«Надо терпеть: таков предел Божий, которого перешагнуть нельзя. Всякий раз, как будет забирать за сердце неправость сына, восставляйте веру, что тут рука Господня и Господь посылает вам то, за что улучите спасение, если благодушно, то примете и перенесете. Эта мысль сгладит остроту и горечь окружающего вас течения дел», - поучает матерей святитель Феофан Затворник в одном из своих писем.
«О сыне горе! Болен. Я всегда твержу матерям заботливым о чадах…Вы причастницы мученического подвига, ждите и венца такого…». Вот еще одна цитата мудрейшего святителя Феофона Затворника о материнстве.
Мало родить ребенка на свет, его нужно правильно воспитать, поставить на ноги, сделать из него настоящего человека. «Часто мы путаем, считая, что воспитывать – это влиять. А воспитывать – это питать и душу, и плоть, и дух. Дух питает душу, душа преображает плоть. Когда мы забываем о духе, заботимся только о плоти и душе, тогда воспитание сводится к росту и развитию, особенно когда дело касается ребенка: мы считаем, что он должен вырасти здоровым и развитым. А он должен еще быть духовным»-, убеждает нас преподобный Силуан Афонский.
Материнство не исчерпывается одним фактом физического рождения. Лишь пребывающий в абсолютной слепоте может не замечать его духовного значения. Само рождение устанавливает между матерью и ребенком особую духовную связь. Связь эта уникальна и неповторима: основа ее – любовь.
«Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия» -, убеждает нас преподобный Порфирий Кавсокаливит.
«В своей молитве за ребенка мать должна гореть подобно свече. Пусть она молится про себя, воздев свои руки ко Христу и таинственно обнимая ими своего ребенка»-, научает преподобный Порфирий Кавсокаливит.
«Мать – предмет всей любви и нежности ребенка, – стоит с благоговейным выражением лица и молится пред иконою Спасителя: дитя посмотрит то на нее, то на образ – и нет нужды в долгих объяснениях того, что это значит. Вот первые безмолвные уроки богопознания» -, говорит нам архиепископ Амвросий Ключарев.
«Дети, которые не хотят перенести от родителей доброго вразумления, подвергают себя немалой опасности» -, вразумляет преподобный Ефрем Сирин.
«Родители! Не забывайте благословлять детей своим любящим сердцем и старайтесь возвысить силу вашего естественного благословения, привлекая благочестием и верою силу благодатную» -, объясняет святитель Филарет Московский.
Все наши чувства преходящи: даже самые тяжкие горести изглаживаются временем, и только материнское сердце никогда не может забыть о детях своих.
Сердце матери отзывается на всякое событие ее детей - горе и радость, счастливая или несчастная перемена на их земном пути. Слезы ее святы и трогательны, как и радость, ибо и то, и другое идут от глубины души, живущей жизнью детей.
А все ли мы умеем ценить эту любовь и эти слезы? Как часто многие считают их проявлением излишней женской чувствительности и остаются к ним равнодушными и это неправильно.