Сквернословие — болезнь нашего общества, которой поражены сегодня многие люди самых разных слоев и возрастных групп. То, что даже несколько лет назад считалось верхом бесстыдства и распущенности, сегодня стало чуть ли не нормой. С некоторых пор эта грязь стала еще и неким штампом, чуть не всенепременным атрибутом русскости — вроде пресловутых мишек да балалаек, водки да селедки. Какой ты, дескать, мужик, ежели не можешь загнуть эдакое?! Сквернословие проникло в печать, кино, на телевидение. Происходит опошление нашего быта. Уже повсеместно можно слышать утверждения, что мат — нормальное явление в языке. Мат грозит стать чуть не альтернативной нормальному литературному русскому языку. Гнилые слова становятся нормой в языке. Сквернословие употребляется даже в семьях и между взрослыми, и в разговоре родителей с маленькими детьми. Сквернословие проникло в наши жилища и дворы, школы и улицы, укромные уголки тенистых скверов и бескрайние поля, сам воздух России, кажется, напоен до предела миазмами этой заразы. Сквернословят стар и млад: отцы семейств и хранительницы очага, подрастающие мужчины и будущие матери и маленькие дети. Причем женская половина нашего общества ныне дает фору мужской. Ожидающие своего благословенного появления на свет Божий младенцы еще в утробе своих матерей вместе со смрадом удушливого сигаретного дыма заглатывают грязь брани. Слово, предваряющее их начало, омерзительно и богохульно.
Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение
(Еф.5;4).
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим
(Еф. 4, 29).
Современный автор В. Израбеков говорит о происхождении т.н. «русского мата»: «…я убежден, что в русском языке мата нет и быть не может. Да-да, вы не ослышались, мат лежит за пределами, за дальними границами той благословенной территории, которая зовется великорусским языком… орды завоевателей, захватившие русские земли, но так и не сумевшие покорить душу русского человека по причине непостижимой для них веры его во Христа и верности Ему, посягали на то, что злой варварский ум ни понять, ни принять не в состоянии, — на Таинство Боговоплощения. Да-да, именно об этой нашей Матери вели они свою похабную речь, это на Ее Небесную чистоту покушались они своими погаными устами. Закономерно поэтому, что ругань именуется еще и инфернальной лексикой, ведь инферна по-латыни означает ад».
В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат… все богопротивное».
Епископ Варнава (Беляев) пишет, что срамословие — наследие чисто языческое. Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (см.: Откр 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками Хама
. Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани.
Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили
. Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися
. Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
Ничто не проходит бесследно. К примеру, часто звучащее слово «козел» есть не что иное, как проклятие, адресованное ближнему. Священное Писание передает, что Господь рассказал о Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы... и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, - по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную
(Мф. 25, 31-46). Вот и получается, что, бросив в чей-то адрес незамысловатое, на первый взгляд, обидное словечко, мы, сами того не осознавая, творим над ним суд, который нам неподвластен (Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы
(Мф. 7,1-2)). А значит, адресованное ближнему грубое словцо, на деле оборачивается проклятием, обращенным... к самому себе!
По слову Христа Спасителя за всякое праздное слово люди дадут ответ в день Суда
(Мф. 12, 36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда более тяжким! Первое же испытание, именуемое в Церкви мытарством, которое ожидает нашу с вами душу после смерти, — ответ за сквернословие, за словесную распущенность, за лексическую грязь. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду
(Иак.3;10-12).
Мы целуем святой Крест, святые, иконы, святые мощи, священную книгу Евангелие. Устыдимся произносить срамные, гнилые слова устами, освящаемыми прикосновением к святыням великим! Надо помнить, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы, и Сам Господь.
Советы тем, кто хочет избавиться от сквернословия
1. Сквернословие — болезнь души. Как все болезни души она исцеляется с помощью Слова Божьего. Молитва, чтение Библии и духовной литературы — первый и самый важный шаг.
2. Избегайте общения с людьми, которые являются источниками сквернословия. Если такой возможности нет — примите это как искушение и не поддавайтесь соблазну быть похожими на них. Иногда нужно поменять свое окружение — друзей, знакомых, если они не принимают нормального общения.
3. Не торопитесь говорить. Лучше сначала подумать о том, что сказать, и только после этого говорить.
4. Чтобы избавиться от так называемых «слов-паразитов», нужно больше читать художественной литературы (желательно не детективы и не фантастику). Чтение хорошей христианской литературы поможет Вам создать новые разговорные модели. Чем больше читаешь, тем больше меняется манера разговора.
5. Избегайте конфликтных ситуаций, а еще лучше — научитесь уходить от них. Конфликт всегда является источником большого внутреннего напряжения, которое необходимо куда-то сбрасывать, так как человек не может долго находиться в таком состоянии. У каждого есть свой способ. Кто-то плачет, кто-то тут же начинает делать работу по дому, в саду, в огороде, кто-то идет заниматься спортом. Подберите себе один из таких способов, только ни в коем случае не сбрасывайте негативную энергию на других людей.
6. И самый главный совет — имейте желание стать лучше, избавиться от плохих греховных привычек. Без желания никакого результата не достичь.
По материалам:
Арефьев А. Скверное слово… // http://www.hram-leonovo.ru/news/91/853
Израбеков В. Тайна Русского слова. Заметки нерусского человека.